Шрифт A A A
Цвет фона A A A
вернуться к обычной версии
НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ТЕАТР КУКОЛ
8 800 300-49-10 Касса работает: 10-00 до 14-00 14-30 до 19-30
ГАУК НСО «Театр кукол» | г.Новосибирск, ул.Ленина, 22 puppetsnsk@mail.ru администраторы, касса: 8 (800) 300-49-10
Министерство культуры Новосибирской области Государственное автономное учреждение культуры
НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ТЕАТР КУКОЛ
Касса работает: 10-00 до 14-00 14-30 до 19-30
Версия для слабовидящих
90 театральный сезон

Профессия «волшебник»

Видеоинженер театра кукол Тихон ШУТОВ — о компьютерных технологиях, «Аве Марии» на балконе и театре в жизни.

 

 

ДОСЬЕ
Тихон ШУТОВ
Окончил колледж культуры и искусств по специальности «руководитель духового оркестра» по классу трубы. Будучи звукорежиссёром Новосибирского областного театра кукол окончил операторский факультет НГТУ. В 2019 году прошёл практикум по новейшим мультимедиа, а в 2021-м — курсы повышения квалификации во ВГИК имени Герасимова. Жена и тёща работают в театре артистами-кукловодами — ведущие мастера сцены Наталья Шутова и Людмила Щелкачёва, заслуженная артистка России. 

 

За четверть века, которые Тихон Шутов работает в Новосибирском областном театре кукол, технологии совершили настоящий прорыв. И теперь на сцене можно увидеть мультфильм, который снимают тут же, за ширмой, как это происходит в спектакле по рассказу Андрея Платонова «Никита». Или чудеса в «Щелкунчике» — они переносят не только в эпоху рождения механики, но и в будущее — из области научной фантастики, точнее, стимпанка.

 

— Тихон, получается, сегодня уже не артист на сцене главный, а компьютеры, которые создают волшебство?

 

— В нашем театре куклы главные, потом артисты, а дальше — всё остальное. Спецэффекты и видео — больше антураж, для того чтобы усилить какие-то моменты и смыслы, которые задумали режиссёр и художник.

 

— Компьютерные технологии входили в театральное пространство постепенно. Как это у вас начиналось?

 

— Первое видео и анимацию мы делали в начале 2000-х для спектакля «Путешествие в Чукоккалу» по сказкам Корнея Чуковского, он идёт до сих пор. Это таракан, который появляется на заднике, шевелит усами и увеличивается в размерах. А сейчас практически каждый спектакль с видео, без этого уже не обойтись. И для того чтобы воплотить все идеи, стали приглашать видеохудожников.

 

— В волшебных сказках ваше мастерство особенно требуется?

 

— Скажем, в спектакле «Конёк-Горбунок», когда Конёк скачет с Иванушкой-дурачком над горами, над лесами — с помощью видеоэффектов мгновенно меняется место действия, перенося зрителей из царских палат на берег моря-океана или же в чертоги Луны.

 

 

— Видеосъёмками на сцене, когда соединяются кино и театр, сегодня уже не удивишь. Но вы в спектакле «Когда папа вернётся с войны» по рассказу Андрея Платонова «Никита» снимаете мультфильм за кулисами. Есть опасность, что что-то может не получиться?

 

— На сцене стоит три экрана — на двух идёт хроника, а на среднем экране мы действительно показываем саму историю Никиты в прямом эфире. За кулисами стоит студия хромакей, которая соединяет несколько изображений, актёры одеты в зелёные одежды, стоит контрольный монитор, чтобы они видели, как кукол водят, и мы снимаем их игру. Всё это завязано через компьютер и вживую выводится на три экрана, плюс ещё подкладывается задний фон — декорации, которые нарисовал художник. Для актёров и технарей это очень сложный спектакль — здесь именно синтез искусства и техники. А сложность в том, чтобы лицо актёра не попало в кадр: когда солдат-отец встаёт в полный рост, от пилотки выше — уже лицо актёра, и вот этот момент надо поймать, держать кадр, а дело в нескольких миллиметрах.

 

— Компьютер — это запрограммированная система, а театр — творчество. Как вы это совмещаете? Что первично — алгоритм или полёт?

 

— Скажем так, я больше творческий человек, а компьютер — это инструмент. Это как скульптор создаёт фигуру, а потом она оживает и становится творением.

 

— Почему же вы не выбрали творческую профессию?

 

— Я по образованию руководитель духового оркестра, заканчивал колледж культуры и искусств по классу трубы, но меня не очень привлекала перспектива вести кружки где-нибудь в деревне. И вот сначала я устроился звукооператором, а потом уже стал углубляться в профессию. Что же касается компьютера, мы с братом, когда всё это только начиналось, ходили в УПК, изучали азы. Желание узнать, что это такое, ещё с детства было. И потихоньку мы шли к этой мечте, младший брат сейчас работает в ИТАР-ТАСС, обеспечивает видеотрансляции, а мне музыкальное образование помогло как звукооператору, а потом и звукорежиссёру.

 

— А по ночам вы играете на трубе?

 

— Теперь уже нет, лет десять назад — было. В музыке, как в спорте, нужно постоянно заниматься, иначе этот навык атрофируется.

 

— Плюс дочь и сын, которые должны спать по ночам. Скучаете по инструменту?

 

— Иногда скучаю. Был такой случай, когда мы с супругой только поженились, как-то я пришёл с работы, и тёща, а она у меня заслуженная артистка — Людмила Щелкачёва, попросила: выйди на балкон и сыграй. Я вышел на балкон и сыграл «Аве Марию». Тёща была в восторге от того, что я выполнил её творческую просьбу...

 

Видео в театре занимался Олег Хомиченко, а когда он уволился, я его заменил. Знаний не хватало, нужно было дальше развиваться в профессии, и я пошёл учится НГТУ на специальность «видеооператор».

 

— А почему именно на это направление?

 

— Мне это было интересно. Кроме операторства, мы изучали историю кино, основы монтажа, постановку света. Преподаватели — известные режиссёры, операторы, заслуженные деятели искусств России, мэтры новосибирской киношколы. К примеру, операторству нас учил Сергей Давидович Чавчавадзе, а историю и режиссуру вёл Виталий Васильевич Гоннов. Я и сейчас учусь разным вещам, компьютерные программы несутся вперёд — нужно постоянно узнавать и использовать что-то новое.

 

— В спектакле «Щелкунчик» очень красивые многослойные проекции. Что это такое?

 

— Проекционная сетка, которая используется для спецэффектов и видеопроекций. Это есть в двух наших спектаклях. И в «Щелкунчике» — режиссёр спектакля Эльмира Куриленко поставила чёткие задачи, поэтому и образы рождались, и было интересно работать, и в спектакле «Удивительный полёт к звёздам», который рассказывает историю новосибирского космонавта Анны Кикиной, тоже используется проекционная сетка — для пространственных изображений это очень хорошо работает. Главный режиссёр театра Ольга Владимировна Гущина придумала несколько сцен, среди которых, например, полёт Ани и Городовичка в невесомости.

 

— Есть ещё один театр, с которым вас многое связывает, — Новосибирский театр оперы и балета, где работали ваши родители…

 

— Мама пела в хоре, папа 25 лет работал художником по свету, и как-то даже была статья о нём — «В вихре электрического света». Я до прихода в театр кукол месяц работал в оперном театре осветителем и даже выходил на сцену в постановке «Борис Годунов» в образе монаха. А потом понял, что это не моё, и ушёл в театр кукол. И после меня туда приглашали поработать над видеооформлением концерта на 9 Мая, который делали дирекция фестивальных программ и министерство культуры Новосибирской области.

 

— В детстве там много времени проводили?

 

— Мы с братом весь театр облазили. И однажды, я был ещё маленьким, из-за меня спектакль остановили. Поскольку не было места в детском саду, папа меня брал с собой, садил на стул в регуляторной будке, которая находилась на сцене, и я там сидел, смотрел спектакли. В тот раз шла опера «Пиковая дама». И вот во время сцены под названием «Канавка», когда пел Валерий Григорьевич Егудин, в будку вошла мама, она отпела свою партию и пришла меня забирать, а я не хотел уходить и начал скандалить. Тут музыка прекратилась, в будку забегает главный дирижёр Исидор Аркадьевич Зак и говорит: «Вы что тут ребёнка держите? Забирайте быстро!». В общем, меня утащили с криками. Оказалось, спектакль остановили, даже занавес закрыли. На следующий день папу вызывают к директору: «В чём дело? Почему ребёнок на сцене?». Он объяснил ситуацию. И после этого случая мне сразу дали место в садике.

 

— Какие технологии сегодня в тренде? Какие идеи вы вынашиваете?

 

— Есть идеи, к примеру, сделать видеомаппинг с 3D-проекциями на весь зрительный зал, когда изображение транслируется и на стены, с полным погружением зрителей в атмосферу спектакля. Скажем, если это «Русалочка», то морской мир — вокруг зрителя, а не только на сцене. Есть идея приобрести в театр комплекс для многокамерной съёмки — о том, как это работает, нам рассказывали на всероссийском проекте «ТеатровИдение» в театре «Глобус» в этом году. А в тренде сейчас, конечно, нейросети, которыми все увлечены. Возможно, они как-то могут помочь развить уже имеющуюся идею, поскольку синтезируют образы, однако в отличие от фотографии пока не очень совершенны по части видео. Дай бог, чтобы нейросети не вытеснили художников и видеоинженеров.

 

— Значит, будете продолжать творить чудеса?

 

— В рамках разумного…

 

Автор: Марина ШАБАНОВА

 

Подпишитесь на новости
Наши партнеры:
ГАУК НСО «Театр кукол» | г.Новосибирск, ул.Ленина, 22 puppetsnsk@mail.ru администраторы, касса: 8 (800) 300-49-10
Касса работает: 10-00 до 14-00 14-30 до 19-30