Касса работает
10-00 до 19-30
перерыв с 14-00 до 14-30,
 
касса: +7(383) 213-27-35
администраторы:
+7(383) 210-24-83

БЛИЖАЙШИЙ ДЕНЬ

Новогодние подарки

декабрь
15 воскресенье
15:00 Комната сказок

Новогодние подарки

декабрь
15 воскресенье
16:00 Комната сказок

Новогодние подарки

декабрь
15 воскресенье
17:00 Комната сказок

Спящая красавица

декабрь
15 воскресенье
13:30 Зрительный зал

Спящая красавица

декабрь
15 воскресенье
16:00 Зрительный зал

13.12.19

Люди театра. Живые истории о тех, кто скромно служит искусству

Акт шестой.
Художники-бутафоры Новосибирского театра кукол

Мастерские Новосибирского областного театра кукол – это государство в государстве, удивительный мир, где пахнет клеем, стружкой, гуашью и ещё чем-то атмосферным, театральным, сказочным, – как в детстве. И работают здесь настоящие волшебники – скромные творцы, которые никогда не выходят на поклон. Но сегодня мы всё-таки попросим их выйти на сцену.

Художника-конструктора Юрия Юрьевича Юрина в театре называют «демиургом кукольного мира» – именно он на протяжении нескольких десятилетий «оживляет» куклы, придумывая для них сложные механизмы.

– В бутафорском цехе труд разделяется, – объясняет «папа Карло» алгоритм работы театральных мастерских. – Есть художник, портной, бутафор. Бутафоры – люди, которые занимаются изготовлением реквизита. Например, если они делают яблоко, то оно должно быть максимально похожим на настоящее. Я отвечаю за техническую часть. Если художник занимается статикой, то я отвечаю за динамику или, как говорится, оживляю куклу и задаю движение. К примеру, вы видите, как у куклы во время спектакля ручки сгибаются, глазки моргают, ротик открывается. Это происходит благодаря различным механизмам, которые я применяю в своей работе.

 

,,В театре кукол все творческие посылы идут от режиссёра, а не от художника. Да, у последнего может быть своё видение спектакля, но он во всём подчиняется творческой       режиссёрской воле,,

Куклы Юрий Юрьевич любит с детства: мама будущего кукольного механика была режиссёром небольшого детского театра кукол. Она сама делала куклы, а маленький Юра ей помогал. А в НОТЕК его привёл художник Александр Корытный – в девяностых Юрий работал в небольшом коммерческом театре в Центральном парке, там с ним главный художник и познакомился. А увидев несомненный божий дар, сразу переманил в Областной театр кукол: ты нам нужен – приходи!

У мастера-конструктора есть три основных правила: кукла должна быть удобной, практичной и лёгкой, а для этого необходим инженерный склад ума. Как говорит Юрий Юрин, кукла – это тот же самый актёр, только у неё возможности ограничены. Нет своего голоса да и с мимикой проблемы, к тому же угловата, как подросток. Вся сила её образа заключается только в движении – в том, как она голову поворачивает, какие жесты использует, как глазами моргает или рот открывает. И жизнь в неё вдохнуть только механик может, потому что всё это кукольное красноречие зависит от технической «начинки». Имеет значение даже материал, из которого она сделана!

Художник-бутафор Зинаида Федораева рассказывает, что в театре кукол все творческие посылы идут от режиссёра, а не от художника. Да, у последнего может быть своё видение спектакля, но он во всём подчиняется творческой режиссёрской воле. В то время как в драматическом театре полёт мысли художника может запросто увлечь за собой режиссёра и заставить его полностью поменять сценографическую концепцию. В театре кукол – всё наоборот. Вот, к примеру, работали мастерские над спектаклем для взрослых «Женитьба Фигаро»: ставил бессмертную комедию заслуженный деятель культуры РФ Борис Саламчёв, а куклы и сценографию разрабатывала художница Александра Павлова. Зинаида Миниаминовна просто влюбилась в эскизы молодой художницы: чудесные образы — есть с чем работать! А режиссёр приезжает и бровь хмурит: мне не нравятся герои, слишком они у вас традиционные — нужно, чтобы в них изюминка была. Для взрослых, конечно, изюминка-то. Те, кто «Женитьбу Фигаро» видел, вряд ли эти «живые парики» забудет.

Куклы, утверждают создатели, это существа живые, волшебные, способные на разные поступки. Работали над спектаклем «Волшебная лампа Аладдина» – восточный колорит, яркие характеры, аутентичные костюмы. Восток – дело тонкое, сами понимаете. И был там герой – харизматичный горбун-волшебник, к которому постоянно Визирь за помощью обращался. Кукла получилась очень колоритная. А актёр с ней справиться не может! И ладно был бы он из новобранцев, недавно институт окончивших, так нет – заслуженный мастер-кукловод! Приходит в мастерские: «Не могу с ней работать – тяжёлая очень». Ладно, с помощью художников-бутафоров кукла изрядно похудела. И вновь приходит актёр в мастерские: «Голова у неё всё время вперёд падает». Проверили голову – всё с механикой хорошо, не должна она заваливаться. В общем, с характером волшебник-горбун оказался. Так и мучился с ней артист.

Или вот случай был: повесили рядом на вешала двух кукол, родных сестёр по спектаклю, и сразу – конфликт, вражда, обиды! Одна нос воротит от сестры, отворачивается, другая с извинениями пристаёт. В общем, всё как у людей.

– А у меня случай был, когда я в детском театре режиссёром работала, – рассказывает «страшную историю» Зинаида Федораева. – Из серии «хотите верьте – хотите нет». Я работала с марионеткой Бабой-Ягой. Провели с детьми спектакль, нужно в свой кабинет возвращаться, я хватилась, а ключа от него нет! Бегаю со своей Бабой-Ягой, ищу его. И вдруг такое ощущение, что она меня за руку дёрнула: мол, посмотри на меня. Я гляжу, а у неё в правой руке ключ от кабинета зажат. До сих пор я это объяснить не могу. Да и вообще я многое в нашей профессии здравым смыслом объяснить не могу, хотя всю жизнь ей посвятила.

 

 

– В драматическом театре главную роль играет актёр и оформление сцены, – рассуждает начальник бутафорского цеха Надежда Волкова. – А у нас театр не сможет существовать без куклы. Ей всё тут подчинено, она главная. У нас реквизит играет второстепенную роль, он мелкий – в отличие от драматических театров, где предметы и декорации могут быть на главных ролях. Поэтому работа художника-бутафора театра кукол сильно отличается от того, что делают наши коллеги в драматических театрах. Они мастерят реквизит, а мы создаём образ куклы. Это невероятно нежная работа.

 

Иногда актёры капризничают и не соглашаются с концепцией художников: плохой костюм – я себе своего героя не так представлял! Приходится убеждать: мол, вы в этом спектакле не главные, внимание детей на кукле должно быть сконцентрировано, а не на вас. В общем, в любом творческом коллективе бывают разногласия. Тут главное - договориться. Художник-модельер театральных костюмов Елена Касьянова очень убедительно это умеет делать.

А ещё в мастерских собирают…. старые кожаные сапоги. Все сотрудники НОТЕКа знают: если у тебя (родственников, друзей, знакомых!) валяются на антресолях без надобности старенькие и прохудившиеся сапоги, не спеши нести их на помойку! Принеси в театр – и тебе скажут спасибо. Ибо старый сапог – это качественная голяшка из кожи, которая в скорняцком хозяйстве Любови Коротковой всегда пригодится.

Вот в столярном цеху декоратора Виктора Бурмистрова – ровные ряды станков и стеллажей, где хранятся разные инструменты. И пахнет, конечно, древесной свежестью. «Ну, вот о чём вам рассказывать? – разводит он руками. – Здесь рождаются декорации и разные выгородки, которые я потом отправлю в бутафорский цех для декора или росписи. Работу люблю, а интервью давать – не очень».

Художник-бутафор Антон Кышлару сразу после окончания художественного училища окунулся в театральную среду: работал в нескольких театрах, но сейчас «остановился» в НОТЕКе, и все этому рады – это вдумчивый профессионал с философией созерцателя. Сегодня Антон – заведующий постановочной частью театра, и это очень хлопотная работа – держать руку на производственном театральном пульсе.

 

 

Читатель! У тебя есть уникальная возможность вызвать на «бис» этих скромных служителей искусства. Их имена не стоят в театральных программках, и на поклон они не выходят, но в редкие моменты отдыха тихонько пробираются во время спектакля в зрительный зал, чтобы посмотреть, как работают их «ожившие дети» – куклы. Эти аплодисменты в вашу честь, Мастера!

Начало проекта: акт 1акт 2акт 3акт 4 и акт 5

 

Над проектом работали Наталия ДМИТРИЕВА и Валерий ПАНОВ

Спецпроект «Люди театра» подготовлен при поддержке Министерства культуры Новосибирской области

 

 



10.12.19

Сказочный калейдоскоп от Театра кукол в Новосибирске

Самый детский, самый яркий и самый любимый праздник — Новый год. И в Новосибирском областном театре кукол приготовили замечательную программу на все новогодние праздники, настоящий калейдоскоп сказок.Уже с средины декабря для самых маленьких зрителей в Комнате сказок начнется показ премьерного спектакля «Новогодние подарки».

 

Две затейницы раскроют свои подарочные коробочки, достанут фигурки лесных жителей, и начнётся добрая сказка о том, что если верить в чудо, оно обязательно случится.

Маленькие зайчата Прыг и Скок жили в лесу и не знали, что скоро наступит Новый год. Но добрый филин рассказал им, что в самую главную ночь в году Дед Мороз и Снегурочка приносят всем ребятам и зверям подарки. И конечно же, Прыг и Скок с нетерпением стали ждать Нового года.

А волк и лиса решили обмануть зайчат. Но у них ничего не вышло, ведь Новый год — время добрых чудес. Каждый получит по заслугам, а праздник в лесу обязательно состоится, будет весёлым и сказочным. А зрители получат подарок от художника- постановщика Ольги Павлушиной.

18 декабря на сцене театра — большая долгожданная премьера — «Снежная королева». Спектакль по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена поставила молодой режиссер Вера Каратаева.

В Сибири Снежной королеве очень уютно, ведь полгода у нас за окнами метёт вьюга. Если приглядеться, то узоры на окнах складываются в фигуры троллей и оленя, на котором скачет Герда.

Снежная королева прекрасна, как сибирская зима. Но разве мы не любим игру в снежки, катание на санках? Разве не ждём Нового года с его морозами и горками? Вот и Кай увлёкся красотой зимней природы, выбрал снежное безмолвие, слепящий, сияющий снег. Удивительную красоту северного сияния, стабильность и покой. И забыл о Герде.

А Герда, не задумываясь ни на миг, отправляется на поиски Кая, чтобы спасти его, вернуть в привычную жизнь с теплом очага и цветущими розами. В мир, который расцветает и изменяется с каждым поворотом дороги. Герда выбрала свой путь и хочет, чтобы Кай шёл с ней рядом…

Отважной Герде предстоит преодолеть ледяные горы и бушующие реки, встретить разбойников и троллей. И найти Кая.

 

Но настоящая дружба — это когда ты позволяешь другу самому выбрать дорогу. Это история о том, что каждый должен уметь выбирать свой путь и отвечать за этот выбор.

«Снежная королева» — это сказка о взрослении и поиске своего пути. Волшебная зимняя сказка для детей и их родителей.

А во второй половине каникул, сразу после Нового года, театр представляет «Емелину елку» — веселый, яркий, волшебный, музыкальный спектакль по мотивам русских народных сказок в постановке заслуженной артистки России Ольги Гущиной.

…Скоро Новый год, а царевна Марья все плачет, ничто ее не радует.

Чтобы рассмешить царевну, царь издает приказ «Кто царевну рассмешит, под венец с ней поспешит.!»

Но от шуток женихов царевна плачет еще сильнее…

Праздник начнется только когда верхом на печке приедет во дворец Емеля, а с ним его друзья-лесные зверушки. Вот тогда рассмеется Марья и начнется Новый Год!

Оба спектакля идут с интермедией — веселыми хороводами вокруг елки, где сказочные герои вместе с ребятишками зовут и встречают деда Мороза со Снегурочкой.

Завершится новогодний калейдоскоп спектаклей театра кукол полюбившимися сказками «В гостях у Морозко» и «Маленький дед Мороз».

Новосибирский областной театр кукол

Адрес: ул. Ленина, 22

Телефон: +7(383) 223-32-26

Сайт



03.12.19

Зрители Оренбурга отправятся в «Путешествие в Чуккокалу» вместе с Новосибирским театром кукол

24 ноября зрители Оренбуржья увидят сказку «Путешествие в Чукоккалу» в исполнении артистов Новосибирского театра кукол. Спектакль идёт на сцене Оренбургского государственного татарского театра им. М. Файзи.

В постановке по мотивам сказок Корнея Чуковского Танечка и Ванечка отправятся в Африку, страшный и усатый Тараканище будет побеждён храбрым Воробьём, а Слон ответит на все-все телефонные звонки.

Режиссер-постановщик – заслуженная артистка России Ольга Гущина. Художник-постановщик – выпускница Санкт-Петербургской Академии театрального искусства Кира Камалидинова. Это ее первая работа на сцене профессионального театра. Постановка оказалась самой многочисленной по количеству кукол. Их в спектакле – 32. Здесь нет традиционной ширмы. Актеры в костюмах управляют планшетными куклами на глазах у зрителей. 

Спектакли проходят в рамках сотрудничества благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» с Федеральной программой «Большие гастроли». В Оренбургской области гастроли театров проходят под эгидой проекта Фонда – культурной платформы АРТ-ОКНО.

 

 

 

 Автор: Марина Бошина



03.12.19

В Оренбурге гастролирует театр кукол из Новосибирска

Новосибирский театр кукол продолжает знакомить оренбургского зрителя со своими спектаклями. Приезд именитого творческого коллектива в Оенбург стал возможен благодаря благотворительному фонду Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» и Федеральной программе «Большие гастроли». Театр уже представил маленьким зрителям спектакль «Карлик нос» и экологическую сказку «Не кормите мусорного дракона». Дети остались под большим впечатлением от постановок и долго аплодировали артистам по окончании представлений.

 

«Спектакли Новосибирского театра кукол завершают программу «Больших гастролей» в этом году. Этот проект изменил жизнь наших театров. Благодаря ему мы увидели множество известных, уважаемых коллективов из городов России и Ближнего зарубежья на наших областных сценах», - отметил начальник Управления по культуре, искусству и образовательной политике Оренбургской области Виталий Зимаков.



Несмотря на завершение Года театра Оренбуржье продолжит участие в проекте. Тем более, что в следующем году гости пообещали привезти на родину Сергея Аксакова сказку «Аленький цветочек».



 

Главный режиссер Новосибирского театра кукол Ольга Гущина поблагодарила оренбуржцев за радушный прием и рассказала о работе коллектива: «Особое место в репертуаре занимают спектакли с тростевыми куклами. Артисты спрятаны за ширмой, их не видно, а профессиональная работа с тростевой куклой делает её словно живой. Самая большая награда для нас – это реакция детей, когда они говорят: «она что, живая?». Гастроли Новосибирского театра кукол продлятся до 24 ноября. Оренбуржцам еще предстоит увидеть спектакль «Чукоккала» в исполнении гостей (6+).



Источник ПроОрен © https://prooren.ru/kultura/v-orenburge-gastroliruet-teatr-kukol-iz-novosibirska.html



 



03.12.19

Гастроли Новосибирского театра кукол впервые пройдут в Оренбурге

В рамках федерального проекта «Большие гастроли для детей и молодежи» 20-24 ноября Оренбург посетит труппа Новосибирского областного театра кукол.

Гастрольная афиша одного из старейших театров Западной Сибири включает три наименования. Так, 20 и 23 ноября юному зрителю будет представлен спектакль-буфф «Карлик Нос» (6+). Эта история о главном в человеке – его внутреннем мире, таланте. О том, что у каждого человека есть шанс измениться: не столько внешне, сколько внутренне, стать добрее, найти дело по душе.

21 и 22 ноября гости покажут экологическую сказку «Не кормите мусорного дракона» (6+), которая была специально написана по заказу Новосибирского театра кукол. Создателям спектакля удался интересный эксперимент интеграции театрального искусства и уроков биологии, экологии.

 

24 ноября самые маленькие зрители вместе с артистами театра совершат «Путешествие в Чукоккалу» (0+). К слову, это самая многочисленная по количеству кукол постановка. В спектакле их – 32.

Все спектакли будут проходить на сцене Оренбургского татарского драматического театра им. М. Файзи (Советская, 52). Билеты уже в продаже. Телефон для справок (3532) 77-01-26.

В это же время оренбургские кукольники будут работать на подмостках Новосибирского театра кукол, где покажут несколько лучших репертуарных спектаклей («Ястребок», «Кошкин дом», «Золушка»).

Начиная с 2017 года, Оренбургский театр кукол –  активный участник федеральной программы «Большие гастроли». Благодаря данному проекту стал возможен культурный обмен между коллективами и жителями Оренбурга, Белгорода, Липецка и Тюмени.



Страницы