Касса работает
10-00 до 19-30
перерыв с 14-00 до 14-30,
 
касса: +7(383) 213-27-35
администраторы:
+7(383) 210-24-83

БЛИЖАЙШИЙ ДЕНЬ

Путешествие по волнам

июль
4 суббота
Комната сказок

29.06.20

Ушли на «дистанцию»

 

Одни ушли в отпуск, а другие вот-вот выйдут с каникул: как новосибирские театры в условиях пандемии готовят премьеры и надеются на лучшее.

 

 

«Путешествие Нильса с дикими гусями», театр «Старый дом». Фото Виктора ДМИТРИЕВА

 

Новосибирские театры ушли в отпуск тихо, без шумных церемоний и объявлений итогов. И это понятно — премьеры, спектакли и репетиции пришлось отложить. Начавшийся в конце марта карантин нарушил все планы на самый ответственный период театрального сезона. Премьерные декорации остались невостребованными, билеты пришлось возвращать, а театры закрывать на замок — собираться нельзя.

Раньше срока закрыл свой сезон театр «Красный факел», лишённый возможности отметить 100-летие. Из запланированной программы празднования пока состоялось только открытие фирменного подземного перехода. В самый последний момент перед карантином, 27 марта, в Международный день театра, состоялся прогон масштабной постановки Глеба Черепанова — «Карьера Артуро Уи» по пьесе Бертольда Брехта, с цитатами из других известных произведений. На сцену вышла чуть ли не вся труппа, из-за полного преображения многих актёров невозможно было узнать, а Андрей Яковлев в очередной раз доказал, что способен трансформировать своей энергией любое сценическое пространство. Постановка стала предтечей преобразования мира пандемией, с той разницей, что на сцене случилась чума идей.

 

 

Премьера спектакля «Карьера Артуро Уи» в «Красном факеле» отложена на 25 сентября. Фото Фрола ПОДЛЕСНОГО

 

Сейчас «краснофакельцы» в отпуске, возвращаются к работе в первых числах июля и продолжают репетировать спектакль «Дело» с режиссёром Дмитрием Егоровым по одноименному произведению Сухова-Кобылина. Репетиционный процесс начался в апреле дистанционно — на площадке Zoom.

— На сентябрь мы сверстали все планы, думаю, что скоро билеты появятся в продаже, — говорит директор театра Александр Кулябин. — Надеюсь, 15 и 16 сентября мы всё-таки проведём наш юбилей, отметим столетие театра спектаклем «Мой “Красный факел”». Это оригинальная постановка режиссёра театра Тимофея Кулябина. Затем состоится открытие театрального сезона — мы покажем все наши запланированные премьеры. Что касается гастролей — в сентябре должны были состояться Большие московские гастроли в театре «Современник», но из-за сложившейся ситуации мы их отменили. Зарубежные гастроли остались в нашем графике: в ноябре театр поедет в Корею, в город Сеул, со спектаклем «Онегин».

 

 

«Карьера Артуро Уи», Денис Ганин — Эрнесто Рома, Андрей Яковлев — Артуро Уи. Фото Фрола ПОДЛЕСНОГО

 

Театр «Старый дом» решил не уходить, не попрощавшись со зрителями, и 29 июня встретится с ними в формате онлайн-трансляции, чтобы вместе вспомнить, каким был уходящий 86-й сезон. Из пяти анонсированных премьер публике было представлено три, каждая стала настоящим событием в культурной жизни Новосибирска. Открылся сезон премьерой спектакля «Идиот» в постановке главного режиссёра театра Андрея Прикотенко — текст Фёдора Достоевского здесь осовременен, каждый из персонажей приобрёл «мышкинский» комплекс, а сам князь Мышкин в исполнении Анатолия Григорьева приходит спасителем, но оказывается разрушителем. Он и есть тот, кто провоцирует раскрытие и разоблачение всех героев. Но кто же он сам? Театр «Старый дом» предлагает приблизиться к разгадке вместе.

 

 

Репетиция спектакля «Идиот». Тимофей Мамлин (Ипполит Терентьев) и Анатолий Григорьев (Лев Мышкин). Театр «Старый дом». Фото Валерия ПАНОВА

 

21 декабря состоялась премьера спектакля для семейной аудитории «Путешествие Нильса с дикими гусями» — сказочную повесть шведской писательницы Сельмы Лагерлеф на сцене «Старого дома» интерпретировали петербургский режиссёр Галина Жданова и художник Мария Лукка. Сказка получилась в духе «Старого дома» — весёлой, наполненной смыслами, технически сложной и искристой — от режиссёрских находок и актёрского драйва, когда полёт эмпирический и буквальный захватывает зрителя, сколько бы ему ни было лет. 19 марта увидела свет премьера «Цемента» в постановке режиссёра Никиты Бетехтина, к которой, как здесь это часто бывает, театр готовил зрителя заранее, интригуя авангардными декорациями и погружая в размышления о том, кто он — сегодняшний герой. «Цемент» получил статус всероссийской премьеры, поскольку прежде спектакли по этой пьесе Хайнера Мюллера никогда не входили в постоянный репертуар русскоязычных драматических театров. А 25 мая, через два месяца самоизоляции, театр «Старый дом» представил первый в Новосибирске цифровой спектакль с элементами дополненной реальности в постановке петербуржца Михаила Патласова — «Домой». Виртуальный спектакль-прогулка посвящён легенде сибирского панк-рока Янке Дягилевой, проходит не на сцене театра, а на экранах смартфонов. Идея создания спектакля «Домой» родилась осенью 2019 года как одно из направлений лабораторных изысканий Международного фестиваля актуального театра «ХАОС». Фестиваль, инициированный «Старым домом», привёз в Новосибирск десять театров — столичных и зарубежных — и стал главным событием театрального сезона. Сам театр принял участие в нескольких фестивалях, в том числе HIGH FEST International Performing (Ереван, Аромени) со спектаклем «Злачные пажити» и Фестивале-мастерской имени Дмитрия Брусникина со спектаклем «Пыль». Наконец, «Старый дом» запустил фабрику нарративного театра «Дисциплина» — проект изначально планировалось реализовывать в формате вебинаров и онлайн-встреч, поэтому его не коснулись никакие ограничения рабочего режима. Кураторы отобрали 12 участников (было 423 заявки из 12 стран), которые хорошо пишут по-русски и хотят учиться драматургии, и теперь они до сентября должны написать пьесы под руководством наставника. В конце мая «Старый дом» подключился к акции БДТ — марафон #помогиврачам, благотворительные сборы пошли на приобретение средств индивидуальной защиты для врачей Новосибирской городской клинической больницы №34.

Всё это время труппа продолжала работать, встречаться в Zoom, вести подготовку трёх спектаклей: главный режиссёр театра «Старый дом» Андрей Прикотенко репетирует «Петерса» и «Анну Каренину», а приглашённый режиссёр Денис Азаров создаёт музыкальный проект.

 

 

Спектакль «Цемент», Александр Вострухин (Сергей Ивагин). Фото Виктора ДМИТРИЕВА

 

Новосибирский областной театр кукол в этом сезоне отметил своё 85-летие, выпустил книгу о театре и порадовал зрителей четырьмя премьерами. В октябре главный режиссёр Ольга Гущина поставила «Крошку-енота» для маленьких зрителей, в новогодние каникулы прошли две премьеры — «Снежная королева» в постановке Веры Каратаевой и «Новогодние подарки» в Комнате сказок от Ольги Гущиной. В канун 23 февраля Борис Салмачев поставил спектакль «Когда папа вернётся с войны» по рассказу Андрея Платонова «Никита». А дальше деятельность театра была перенесена в онлайн. С 23 марта на сайте театра прошли показы 20 спектаклей текущего репертуара и 7 архивных. За это время спектакли онлайн посмотрели более 7 тысяч зрителей.

С 1 июля работники театра уходят в отпуск, чтобы вернуться в августе и приступить к репетициям новых спектаклей. В первом полугодии нового сезона запланированы премьеры: «Приключения Ивана Поролонова» и «Собака-пёс» в постановке Ролана Боннина, «Волшебник Изумрудного города», который будет ставить Григорий Гольдман, и «Доктор Айболит» в постановке Ольги Гущиной.

 

 

«Когда папа вернётся с войны», Новосибирский областной театр кукол. Фото Валерия ПАНОВА

 

Молодёжный драматический «Первый театр» ушёл в отпуск, завершив 12-й театральный сезон, несмотря на обстоятельства, очень активный. Судите сами. «Первый театр» провёл два фестиваля — в августе-сентябре 2019-го фестиваль уличных театров «Три вороны» и в феврале 2020-го фестиваль камерных спектаклей «Один. Два. Три». В этом сезоне театр представил три новых спектакля: мюзикл «Кавердрама» в постановке худрука Павла Южакова, комедию «Остаться нельзя уехать» — режиссёр Николай Соловьёв, экспериментальный спектакль-текст «Грибы» — режиссёр Полина Кардымон. Ещё две запланированные премьеры перенесены на следующий сезон. В этом сезоне «Первый» побывал на двух фестивалях: том же HIGH FEST International Performing со спектаклем «Наташина мечта», московском «Артмиграцию — детям» со спектаклем «Тоня Глиммердал». Театр также принял участие во внеконкурсной детской программе Weekend фестиваля «Золотая Маска», где был показан спектакль для подростков «Воин».

 

 

Мюзикл «Кавердрама», Молодёжный драматический «Первый театр». Фото Валентина КОПАЛОВА

 

Театр продолжал работу и в режиме самоизоляции. Принял участие в двух социальных акциях: «Театр в помощь мамам» и «Театр в помощь школам», а также в акции «Старого дома» #ПомогиВрачам. Кроме того, показывали онлайн спектакли и читки, встречались со зрителями.

Труппа «Первого» вернётся из отпуска 15 июля и сразу приступит к репетициям — планов на новый сезон много. Откроется 13-й сезон 13 сентября премьерой спектакля «Теория Счастья и Свободы (практика неудачников)», режиссёр Александр Андрияшкин. В октябре театр представит премьеру спектакля «Мультики» по одноимённой книге Михаила Елизарова, режиссёр-постановщик Георгий Сурков. А в ноябре и декабре планируются детские премьеры: спектакли «Меня удочерила Горилла» по книге Фриды Нильсон и «Незнайка» Николая Носова.

 

Марина ШАБАНОВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



24.06.20

Театр кукол подводит итоги самого странного театрального сезона

 

В этом сезоне Новосибирский областной театр кукол отметил свое 85-летие, выпустил книгу о театре и порадовал зрителей четырьмя премьерами.

 

 

Спектакль «Когда папа вернётся с войны» по рассказу Андрея Платонова «Никита»

 

В октябре главный режиссёр Ольга Гущина поставила «Крошку-енота» для маленьких зрителей, в новогодние каникулы были представлены две премьеры — «Снежная королева» в постановке Веры Каратаевой и «Новогодние подарки» в Комнате Сказок от Ольги Гущиной. В канун 23 февраля Борис Салмачев поставил спектакль «Когда папа вернётся с войны» по рассказу Андрея Платонова «Никита». А дальше деятельность театра была перенесена в онлайн.

С 23 марта на сайте театра прошли показы 20 спектаклей текущего репертуара и 7 архивных. Более 7 тысяч зрителей воспользовались этой возможностью посмотреть спектакли онлайн. Ко Дню защиты детей, 1 июня, был организован показ архивной записи концертной программы «Мир, в котором мы живём...» для семейного просмотра. В социальных сетях театра зрители могли послушать сказки от артистов, проверить свои знания в викторинах, посмотреть архивные материалы театрального музея и прочесть электронную версию первого номера театрального журнала «Жаконя».

С 1 июля работники театра уходят в отпуск, чтобы вернуться в августе и приступить к репетициям новых спектаклей. В первом полугодии будущего сезона запланированы премьеры: «Приключения Ивана Поролонова» и «Собака-пёс» в постановке Ролана Боннина, «Волшебник Изумрудного города», который будет ставить Григорий Гольдман, и «Доктор Айболит» в постановке Ольги Гущиной. Завершит 2020 год весёлое новогоднее представление.

 

Фото Валерия ПАНОВА

 

 

 

 

 



24.06.20

Новосибирский областной театр кукол подводит итоги сезона 2019-2020

В этом сезоне Новосибирский областной театр кукол отметил свое 85 – летие, выпустил книгу Натальи Дмитриевой «Мир кукол. Истории, сказки, мечты», изданную при поддержке министерства культуры Новосибирской области, а также порадовал зрителей четырьмя премьерами. 

В октябре  главный режиссер Ольга Гущина  поставила «Крошку-енота» для маленьких зрителей, в новогодние каникулы  были представлены две премьеры – «Снежная королева» в постановке Веры Каратаевой и «Новогодние подарки» в Комнате Сказок  от Ольги Гущиной.  В канун 23 февраля  Борис Салмачев поставил спектакль «Когда папа вернется с войны» по рассказу Андрея Платонова «Никита».

А дальше деятельность театра была перенесена в онлайн. С 23 марта  на сайте театра прошли показы 20 спектаклей  текущего репертуара и 7  архивных. Более 7 тысяч зрителей воспользовались возможностью ознакомиться с театральными постановками в виртуальном режиме.

К Международному дню защиты детей 1 июня был  организован  показ   архивной записи концертной программы «Мир, в котором мы живем...»   для семейного просмотра, который собрал почти 400 просмторов.

В социальных сетях театра зрители могли послушать сказки от артистов, проверить свои знания в викторинах,  посмотреть архивные материалы  театрального музея и прочесть электронную версию первого номера театрального журнала «Жаконя». 

В июле и августе театр продолжит  радовать маленьких зрителей  онлайн-показами спектаклей.

 



09.06.20

Адаптация к новой жизни: Как переживает пандемию новосибирский театр кукол?

 

В новосибирском областном театре кукол зрителей нет уже с конца марта. Вместе с залами и фойе пустуют мастерские, гримерки, репетиционные залы и кабинеты. Но даже когда больше сотни сотрудников театра вынуждены оставаться на самоизоляции, работа кипит: пишутся пьесы, появляются декорации и оживают куклы.

 

 

«Куклы все грустят. Обычно они улыбаются, а сейчас все погрустнели», – печально говорит директор Новосибирского областного театра кукол Юрий Горлатых, показывая жителей театрального музея. Обычно в стенах сказочного замка 68 раз в месяц, а то и больше, раздаются детский смех и овации, а теперь – вот уже почти три месяца – тишина.

Театру кукол пришлось закрыть двери для посетителей, как и многим другим учреждениям города, но его сотрудники продолжают работать, кажется, без выходных: артисты учат новые роли, бутафоры мастерят кукол, а инженеры их оживляют.

«Когда началась эта история, мы сразу подумали: что мы можем безболезненно для себя продолжать делать? Это было изготовление кукол для новых спектаклей. Мастера выступили с предложением взять работу домой, – рассказывает Юрий Александрович, показывая бутафорский цех, заскучавший без людей. – У нас 120 сотрудников, остались только те, кто занимается жизнеобеспечением театра». Но, как говорится, творчеством не занимаются – им живут. И коллектив театра тому подтверждение: нет-нет да приходят в свои кабинеты инженеры по куклам, столяры и швеи. «Понятно, что есть ограничения, приняты меры, но люди все равно приходят. Мы говорим: “Нельзя работать!”. А они скрываются, лезут в вентиляционные люки и через подвал», – шутит не унывающий директор кукольного царства.

 

 

 

«Они пытаются сделать какие-то этюды. Но полноценной работы, естественно, нет. Вы не представляете, как хочется…», – вздыхает Юрий Горлатых.

Кстати, о премьерах. С одной стороны, из-за пандемии сорвались десятки спектаклей, и изменился привычный уклад жизни, но с другой, не случись этой истории, в новом предстоящем сезоне не было бы столько удивительных сюрпризов.

   

Чтобы собаки могли выражать радость, вилять хвостиком, инженер по куклам оживляет их с помощью различных механизмов. Сейчас он тоже работает на дому

Один из них – спектакль «Собака Пёс», который ставит французский режиссер Ролан Боннин. Пока артисты учат роли и занимаются с режиссером по «Зуму», в мастерской оживают собачки, а на сцене постепенно появляются новые декорации.

 

«Я думаю, в сентябре, если всё снимется, у нас будет премьера. И также в сентябре у нас планируется еще один новый спектакль – “Волшебник Изумрудного города”. Эскизы для него принимали удаленно: художники были в студии, а все остальные – по ту сторону экранов. Так и приняли.  Сейчас художники обзванивают магазины, где какая есть ткань, что привезли – сходить и пощупать пока нельзя. Все вроде бы в таком напряжении, но все равно работа идет. Получилось так, что у нас “Волшебника изумрудного города” ставят приглашенные и режиссер (он из Ставрополья), и художник, и художник по костюмам приглашенный. И вот вся эта компания сейчас работает друг с другом на расстоянии», – продолжает Юрий Александрович.

 

В музее «живут» куклы из спектаклей, которые когда-то показывали на сцене этого театра

Главный режиссер театра Ольга Гущина, тем временем, работает над третьим спектаклем, для самых маленьких зрителей. «Доктора Айболита», ставшего в последнее время особенно актуальным, будут показывать в комнате сказок: в небольшом уютном зале малыши, сидящие на подушках, будут полноценными участниками действа. Кроме того, Ольга Гущина уже вовсю готовится к Новому году. «У нее работа кипит, не то слово. Видно, что ей очень не комфортно, она очень деятельный человек. Но у нее идет подготовка – Ольга Владимировна уже работает над новогодним представлением: в этом году решили сделать набор из кукольных номеров, целый концерт», – раскрывает секреты нового сезона Юрий Горлатых.

 

«Здесь как раз все чудо и рождается!» – говорит директор театра о мастерской

Еще два спектакля только-только рождаются, но уже интригуют.

«Переговоры продолжаются, из ничего будут рождены неплохие спектакли! Как только мы почувствовали, что все это будет продолжаться, мы знакомым драматургам дали задание. Сегодня прислали пьесу, я еще не читал даже, – делится руководитель театра. – А родилось как: художник НОВАТа Тимур Гуляев, он сейчас тоже на самоизоляции, начал выставлять в “ВКонтакте”свои работы. На картине – Средневековье, рыцарский турнир, но рыцари – снеговики. У меня рождается идея: Хроники Снеговиковья». Идею «Хроник» поддержал драматург из Казани Рагим Мусаев – он и прислал первый вариант сценария. Ну, а если общая идея воплотится в жизнь, то художником будет, конечно, «наш Тимур».

 

 

«Ой, быстрее бы!» – вздыхает Юрий Александрович, оглядывая пустые кресла в зрительном зале. Но даже когда все ограничения снимут, на премьеры придут, вероятно, куда меньше зрителей, чем раньше. Такой, скорее всего, будет новая реальность и к ней придется привыкнуть.

«Я категорически не хочу вот эти шахматные рассадки какие-то, не хочу, чтобы это у нас было. Нет, мы будем, конечно, ждать окончания всей этой истории и потом будем уже работать. Как сделать, чтобы дети не бегали? Или какую-то дистанцию соблюдали? Мы понимаем, конечно, что это ответственность, – говорит директор областного театра кукол. – Дело в чем. В кинотеатр ты можешь прийти и вообще чуть ли не в одиночестве посмотреть фильм. Театр же – это, по большому счету, всегда обмен энергией: от актера к зрителю и от зрителя к актеру. Если не будет этого обмена, этой взаимоподпитки, не будет ничего происходить. И когда актер играет на зал, где сидит четыре человека, да еще и в масках, о чем мы говорим? Какое настроение? А вот когда он видит полный зал… Мы можем этим заниматься, но крайне бы не хотелось. Как и выкладывать эти неподготовленные непрофессионально сделанные спектакли в интернет».

 

На таких куклах-машинках занимаются пришедшие в театр молодые актеры. Опытные артисты обучают их кукловождению

Спектакли в интернете за последние месяцы стали неким подарком для ценителей искусства: не выходя из дома, можно посмотреть постановки знаменитых театров. Правда, качественными видеозаписями похвастать может не каждое учреждение культуры. Вот и приходится остальным выкладывать в интернет записи, которые когда-то были сделаны для внутренней работы. «Онлайн – это не полноценная замена. Мы почему не особо это пытаемся навязывать? Потому что понимаем, что качество записи не важное. Театру онлайн существовать невозможно. Мы готовы это делать, но это не театр. Театр вот он, здесь. Полный зал, аншлаг – и вот тогда, пожалуйста, будет действо!», – отмечает он.

   

   

На сцене постепенно появляются декорации к спектаклю «Собака Пёс»

 

Фото: Кирилл Буньков

Автор: Валерия Шаньгина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



09.06.20

Онлайн-презентация книги «Мир кукол. Истории, сказки, мечты»

Страницы